УДК 342.15

 

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Д. С. Стенькин, к. ю. н, доцент кафедры государственного

и административного права ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

 

А.А. Базаева, студент 3 курса магистратуры юридического института

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

 

     Аннотация: в настоящей статье авторами рассматриваются некоторые особенности правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Выявляются пробелы в законодательстве, регулирующем контрольно-надзорную деятельность, осуществляемую государственными и муниципальными органами, предлагаются пути решения выявленных проблем.

     Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, государственные и муниципальные органы власти, защита прав, предпринимательство, проверки, нарушения.

 

ABOUT SOME FEATURES OF LEGAL REGULATION OF CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

     Abstract: this article examines the basics of legal regulation of control and supervisory activities in the Russian Federation, the author identifies gaps in legislation regulating control and supervisory activities carried out by state and municipal bodies, suggests ways to solve the identified problems.

     Keywords: control and supervisory activities, state and municipal authorities, protection of rights, entrepreneurship, inspections, violations.

 

     В рамках проводимой государственной политики особую значимость приобрела либерализация контрольно-надзорных функций органов публичной власти, что нашло отражение в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[1] (далее – Закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей), а также в новом Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»[2] (далее – Закон № 248-ФЗ), который вступил в силу 1 июля 2021 г.

     Новое законодательство устанавливает процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля, увеличивает роль профилактических мероприятий, вводит модель управления рисками, дополняет перечень контрольно-надзорных мероприятий и предусматривает цифровизацию контроля и надзора.

     В Законе о защите прав юридических лиц и предпринимателей предпринята попытка законодателя консолидировать в себе накопившиеся в разрозненных нормативно-правовых актах правила, регулирующие проведение уполномоченными контролирующими органами проверок (плановых и внеплановых) субъектов предпринимательской деятельности.

     Этот закон установил единообразный подход к проверочным мероприятиям, расширил права хозяйствующих субъектов и гарантии их защиты при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, на уровне федерального законодательства снизил административное давление на бизнес[3].

     Федеральный закон от 31.07.2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации устанавливает систему и порядок проведения контрольных мероприятий, определяет гарантии прав контролируемых лиц, а также расширяет сферу применения риск-ориентированного подхода при проведении контроля[4].

     Следующим, не менее важным по значимости является Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2021 г. № 294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»[5]. Как следует из названия, данный приказ устанавливает организационные основы деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законодательства РФ о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.

     В соответствии с данным правовым актом устанавливается порядок осуществления плановых проверок субъектов предпринимательской деятельности на следующий год. Также в данном законе урегулированы вопросы согласования плановых проверок с прокуратурой. Кроме этого, в соответствии с указанным законом с прокуратурой контролирующим органом согласовывается перечень мероприятий, который необходимо осуществить в рамках проверочных действий.

     Распространение в 2020-2021 гг. новой коронавирусной инфекции создало значительные экономические препятствия для развития бизнеса и инвестиций. В связи с этим были установлены беспрецедентные ограничения контрольно-надзорной деятельности в части запрета на проведение большинства плановых мероприятий по контролю и обязанности согласования с прокурором внеплановых проверок (как выездных, так и документарных).

     Эффективность проведенных надзорных проверок во многом зависит от того, насколько обоснованно, своевременно, оперативно, полно и адекватно применяются указанные в Законе о прокуратуре юридические средства, которые должны быть достаточными, дополняться мерами предупредительно-профилактического характера и, по возможности, быть упреждающими.

     Надлежащее взаимодействие прокуроров с контрольно-надзорными органами выступает залогом эффективной реализации надзорных полномочий на данном направлении и способствует укреплению законности. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что в настоящее время, несмотря на достаточно высокий уровень нормативно-правовой регламентации правоотношений в данной области, нередко возникают проблемные вопросы, обусловленные наличием ряда коллизий и пробелов в федеральном законодательстве и ведомственных нормативных правовых актах.

     Для успешной реализации положений законодательства и повышения защищённости юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ходе проведения проверочных мероприятий прокуратурам необходимо провести совместную работу с органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Так, в рамках надзора за соответствием нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления положениям федерального законодательства следует совместно с органами местного самоуправления разработать положения о видах муниципального контроля.

     При проведении прокурорских проверок привлечение специалистов органов местного самоуправления является одной из форм сотрудничества прокуратуры по вопросам защиты прав предпринимателей.

     Данный вопрос урегулирован в ч. 13 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с данной нормой, прокурорам в целях наиболее эффективной проверки, принадлежит право задействовать в проверочных мероприятиях специалистов органов государственной власти.

     Стоит отметить, что данная норма предусматривает привлечение к проверке только специалистов органов государственной власти, оставляя при этом без внимания специалистов органов местного самоуправления.

     В статьях 6 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено обязательное участие при проведении прокурорской проверки специалистов муниципального органа.

     На основании изложенного, можно сказать, что нормы статей 6, 22 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вступают между собой в некое противоречие. В этой связи полагаем необходимым и целесообразным внести изменения в ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», добавив после слов «иных государственных органов» слова «и органов местного самоуправления».

     Полагаем, что данные меры позволят упорядочить проведение проверочных мероприятий с привлечением контролирующих органов, в том числе органов муниципального контроля, а также более детально регламентировать процедуру оформления их результатов.

 

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6249.

2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.

        3. Приказ Генерального прокурора РФ от 02.06.2021 № 294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Законность. 2021. № 7.

        4. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 15.12.2016 № 803/7 «Об усилении прокурорского надзора при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в связи с реформированием контрольно-надзорной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс». Текст официально опубликован не был.

        5. Павлова С. Новый закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2020. № 9. С. 11-15.

       6. Худякова Н.В. Надзор за соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля // Законность. 2021. № 7. С. 24-28.

 

Bibliographic list

1. Federal Law No. 294-FZ of December 26, 2008 "On the Protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the Exercise of State control (supervision) and municipal control" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2008. No. 52 (part 1). Article 6249.

2. Federal Law No. 248-FZ of 31.07.2020 "On State control (Supervision) and municipal control in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. No. 31 (Part I). Article 5007.

3. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation No. 294 dated 02.06.2021 "On the Implementation of Federal Law No. 248-FZ dated 31.07.2020 "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation" // Legality. 2021. № 7.

4. Instruction of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation dated 15.12.2016 No. 803/7 "On strengthening prosecutor's supervision in the implementation of state control (supervision) and municipal control in connection with the reform of control and supervisory activities" // SPS "ConsultantPlus". The text has not been officially published.

5. Pavlova S. The new law on state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation // Audits and inspections of financial and economic activities of state (municipal) institutions. 2020.  No. 9. pp. 11-15.

6. Khudyakova N.V. Supervision over the observance of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the implementation of state control // Legality. 2021.  No. 7. pp. 24-28.

 



[1] Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

[2] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.

[3] Худякова Н.В. Надзор за соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля // Законность. 2021. № 7. С. 24.

[4] Павлова С. Новый закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2020. № 9. С. 11-15.

[5] Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2021 г. № 294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Законность. 2021. № 7.